Карта сайта
Версия для слабовидящих
рус
Меню
Главная / Новости

Министр экономики в интервью газете «Рэспублiка» рассказал о проекте Национальной стратегии устойчивого развития на период до 2035 года

Минэкономики разработало проект национальной стратегии устойчивого развития до 2035 года. Во вторник в Правительстве состоялась его защита. Документ получился комплексным и охватывает все сферы нашей жизни. На достижение каких целей мы рассчитываем в перспективе полутора десятков лет и на какие точки роста будет делаться акцент — об этом нам рассказал министр экономики Александр Червяков.

Точки роста

— Александр Викторович, в чем суть проекта НСУР-2035? И зачем необходима эта стратегия, если уже была принята подобная, но до 2030 года?

— Любая стратегия определяется фарватером движения страны. И, образно выражаясь, от того, в какой порт мы хотим приплыть, зависит все наше дальнейшее движение. Как раз направление и определяет национальная стратегия устойчивого развития. Понятно, что фарватер должен быть безопасным, чтобы наша экономика, наши люди себя комфортно и безопасно чувствовали.

Почему мы делаем новую стратегию до 2035 года, когда у нас есть НСУР-2030? Дело в том, что мир меняется. А в век цифровизации изменения эти происходят настолько быстро, что экономика должна реагировать на них мгновенно. Безусловно, мы не можем оставаться в стороне от новых трендов и новых условий развития. Поэтому каждые пять лет подводим определенный итог и смотрим, что следует скорректировать. Оцениваем, в каком направлении должны в дальнейшем развиваться и экономика, и социальные блоки. Необходимо учесть все вызовы для того, чтобы НСУР-2035 стратегически отвечала на них, могла решать проблемные вопросы. Самые главные — и мы это проводим красной нитью — это вопросы укрепления нашего суверенитета и создания безопасных и комфортных условий для проживания людей. Чтобы человек жил, любил нашу страну, мог трудиться, получать достойную зарплату и не думал о переезде. Именно на это нацелена стратегия.

— Какие основные тенденции вы прогнозируете? Что ожидает нашу страну в долгосрочной перспективе? Какие определены точки роста?

— Следует сказать, что на протяжении последних 10 лет мы достаточно большое количество ресурсов вкладывали в нашу экономику. Поэтому сегодня одна из первоочередных задач — получить отдачу от проведенной модернизации. Это нужно сделать быстро, и, что важно, это не потребует много ресурсов.

Важная задача — это повышение эффективности госсектора. Для этого Минэкономики готовит ряд документов, которые создадут комфортную институциональную среду, разумеется, не только для государственных, но и для всех вообще предприятий. На макроуровне это комплекс нормативных актов, которые призваны обеспечить как раз регуляторную составляющую работы наших предприятий в экономической среде. В частности, это закон о госорганизациях и хозяйственных обществах, созданных с участием государства, закон об экономической несостоятельности, новая редакция указа о холдингах. Мы рассчитываем, что весь этот законодательный комплекс обеспечит ту среду, в которой организациям будет выгодно снижать издержки, проводить оптимизацию. Также будет устранен ряд барьеров, которые сегодня сдерживают это развитие.

Например, в указе о холдингах предусмотрена возможность оперативной передачи оборудования от одного предприятия другому, если оно неэффективно используется. Сейчас для того, чтобы провести эту простую процедуру, предприятиям надо потратить много времени. И таких моментов достаточно много.

Второй уровень — отраслевой. Это блок вопросов, касающихся разделения функций регулятора и собственника. Эта работа должна быть завершена, чтобы отраслевые министерства занимались созданием условий для предприятий всех форм собственности — и государственных, и частных, и иностранных. Проще говоря, чтобы занимались всей отраслью, а не лоббировали интересы только небольшого круга предприятий. Это очень важно, поскольку экономику сегодня формирует не только государственный, но и частный сектор. И только взяв на вооружение такой консолидирующий подход и интересы всех секторов, мы сможем обеспечить рост экономики, необходимый для достижения цели — объема ВВП в 100 миллиардов долларов.

Такой подход тесно увязан с необходимостью разработки отраслевой политики: когда мы занимаемся целой отраслью, то, естественно, нужен стратегический документ, который определит всю регуляторику — вопросы модернизации, экспорт, импортозамещение и другие. Но обязательно для всех предприятий отрасли.

Очень важный вопрос — переход на международные стандарты. Сегодня, когда говорят о конкуренции между государствами, в первую очередь речь идет о конкуренции на уровне стандартов. И та страна, которая активнее всего участвует в формировании этих международных стандартов, находится в более выгодных условиях по сравнению с другими. Беларусь — это малая открытая экономика, и для нас крайне важно формировать у себя такие условия, которые соответствуют стандартам на внешнем контуре, необходимо, чтобы наши эксперты участвовали в их разработке. Например, пока еще не существует единых стандартов в робототехнике. И если мы будем активно участвовать в процессе создания такого стандарта, то сможем выступить «законодателем мод» — это даст возможность учитывать интересы национальных производителей и даже заранее им подсказывать, какие именно изменения в ближайшее время произойдут в том или ином направлении.

Если говорить о третьем уровне повышения конкурентоспособности и эффективности наших предприятий, то это вопросы корпоративного управления, оптимизации бизнес-процессов, внедрения международных стандартов финансовой отчетности. И здесь приходится признать: наши стандарты финансовой отчетности не соответствуют международным. И в этом мы также проигрываем. Поэтому блок вопросов, касающихся повышения конкурентоспособности на институциональном уровне, мы планируем рассматривать не только на уровне национальной стратегии, но и как элемент нашей программы пятилетки.

Следующее направление — глубокая переработка тех сырьевых ресурсов и продуктов с небольшой степенью переработки, которые мы сегодня производим. Речь идет и о цементе, и о лесе, о сельскохозяйственной продукции — ресурсах, которыми мы уже располагаем. То, что сегодня есть, мы должны максимально переработать, обеспечить глубину переработки. И тогда мы выйдем на внешние рынки не с сырьем, а с конечным товаром. Это тоже потенциал и точка роста, которую должны максимально задействовать. И это в первую очередь мотивирующая задача для менеджмента предприятий — правильно распорядиться и обеспечить технологическое и финансовое сопровождение для того, чтобы получить технологии, организовать работу предприятия, найти рынки.

Разумеется, мы опираемся и на те точки роста, которые у нас сегодня тоже сформированы: СЭЗ, Парк высоких технологий, КБИП «Великий камень». Новая точка роста, которая только формируется, — это Оршанский район, я имею в виду мультимодальный центр Бремино-Орша. Далее — БелАЭС. Это также потенциальный драйвер для создания и развития новых отраслей и предприятий, возможно, даже появления территориального энергетического кластера, который будет максимально использовать энергию атома. В числе участников такого кластера видятся предприятия не только промышленности, но и сельского хозяйства, там просматривается ряд бизнес-идей, связанных с потреблением и утилизацией тепла. Например, тепличный кластер.

Все вышеназванное в первую очередь касалось развития «традиционной» экономики, то есть задействования того, что мы уже имеем. Но мы планируем и шаги по формированию «новой экономики», где основу составляют интеллектуальные продукты и услуги.

В этой связи для повышения инновационности экономики мы должны задействовать потенциал наших инновационных предприятий, талантливых ученых, разработчиков, конструкторских бюро, университетских лабораторий, инжиниринговых компаний. Для этого нужно, во-первых, создать для них «регулятивные песочницы» наподобие ПВТ, только работающие еще и на внутренний рынок. А во-вторых, сформировать инфраструктуру для рынка интеллектуальной собственности. Конкретно, в виде специализированной площадки торговли результатами интеллектуальной деятельности — технологиями, ноу-хау, интеллектуальной собственностью. И на эту площадку привлечь инвесторов для финансового сопровождения, или, по-другому, секьюритизации таких сделок.

Еще одно важное направление касается эффективного использования национального богатства. Мы видим неиспользованный потенциал имеющихся ресурсов — в виде вовлечения в оборот национальных богатств и нематериальных активов, что потребует их монетизации. Но не для приватизации, а для вовлечения в экономический оборот. Как вариант, продажа прав пользования. Собственность остается у государства — это принципиально.

Ставка на услуги

— В Минэкономики неоднократно заявляли, что в стране необходимо развивать сферу услуг. Что планируется сделать в этом направлении?

— Сфера услуг для нас, конечно, — это тот потенциал, который до конца мы еще не раскрыли. И здесь есть возможности значительно улучшить и ее вклад в развитие экономики, и совсем по-другому сформировать структуру занятости.

Дело в том, что актуальные тренды развития сферы материального производства сегодня связаны с роботизацией. Ее внедрение ведет к постепенному сокращению потребности в рабочих руках, и поэтому сегодня необходимо решать ключевую задачу — куда направить высвобождающихся людей. Именно сфера услуг видится тем направлением, где приложение высвобождающегося человеческого капитала даст наибольший эффект. И в этом направлении мы должны создать ряд условий.

В настоящее время Минэкономики готовит целый комплекс вопросов по развитию сферы услуг. В ближайшее время проведем республиканский семинар, где соберем как органы госуправления — регуляторов в этой сфере, — так и крупные компании — участников рынка, для которых важно развитие своего бизнеса.

— А что касается человеческих ресурсов?

— Много внимания будет уделяться вопросам самозанятости, вопросам обучения. Ведь сегодня, если мы говорим о наших приоритетах и тех проблемах, которые мы имеем, демографический вопрос — ключевой. Это индикатор нашего развития. Мы уже знаем, сколько людей у нас будет в 2035 году, какой будет трудовой потенциал, и мы видим, что тренд нужно резко изменить. Необходимо, чтобы мы, по крайней мере, в 2040 году достигли численности населения в 10 млн. Это амбициозная задача, но без ее решения мы никогда не реализуем качественные изменения в нашей экономике. Значит, необходимо предложить инструменты, с помощью которых мы сможем создать благоприятную среду для того, чтобы у нас в стране создавались многодетные семьи.

Считаем необходимым разработать программу «Многодетная Беларусь», задача которой — стимулировать рождаемость в семьях, причем не только на уровне от троих детей и выше, но, возможно, начинать со стимулирования рождаемости второго ребенка в семье. А первый кирпичик здесь — появление на свет первого ребенка, к этому тоже необходимо подталкивать. Мы видим, что женщины сегодня откладывают рождение своего первенца, концентрируясь на вопросах работы и карьеры. И нам всем необходимо поработать над тем, чтобы такая поведенческая модель изменилась. Одно из предложений — сделать так, чтобы женщина, которая воспитывает троих и более детей, воспринималась в глазах государства и общества как работница.

Кроме того, есть вопросы, связанные с жильем. Мы должны создавать наиболее благоприятные условия семьям, воспитывающим троих и более детей, чтобы они фактически имели квартиры. При этом создание новых микрорайонов в больших городах — не лучший вариант, правильнее двигаться в сторону малоэтажной застройки, в этом отношении нам надо развивать и архитектурную деятельность. И Президент неоднократно говорил, что нужно строить больше жилья в сельской местности и городах-спутниках.

Амбициозные задачи

— Если говорить о частном секторе и сфере услуг, какова их доля будет в ВВП? И неоднократно говорилось о стратегической задаче вхождения в топ-30 стран в рейтинге Всемирного банка Doing Business. Как думаете, войдем?

— Мы ставим перед собой более амбициозную задачу — войти в двадцатку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса. Если говорить о других ключевых параметрах, зафиксированных в проекте НСУР-2035, то это ожидаемая продолжительность жизни до 80 лет (сегодня она составляет 74,5 года), ожидаемая продолжительность здоровой жизни — 72 года. В образовании будем делать акцент на поддержке талантливой молодежи: нам нужно создать условия, чтобы молодежь не искала лучшей жизни за рубежом. Талантливых людей надо вести с детства, создавать для них своего рода профессиональные траектории и социальные лифты. Что касается сферы услуг, то доля занятых в этой сфере должна вырасти с 60 до 72 процентов (от числа всех занятых в экономике).

Это лишь некоторые показатели, однако можно сказать о наших целях и в общем. Недавно при посещении одной из школ выступал перед старшеклассниками, и они спросили меня: какова цель экономической политики Правительства? Откровенно признаюсь, что не сразу нашел простой и понятный детям ответ. Сформулировал его так: надо создать такие условия, чтобы люди не уезжали, а, наоборот, приезжали к нам. Чтобы профессионалов из других стран привлекала возможность жить и работать в нашей стране. Из этого посыла выстраиваются дерево целей и задач, критерии «как должно быть», и в центре этой системы находятся человек и семья. Если мы ему создадим условия для работы, для развития, для жизни, для отдыха — вот тогда мы выполним те задачи, которые перед нами ставит Глава государства.

Очень важный момент — развитие регионов. В марте в Дзержинске состоится республиканский семинар по проблемам регионального развития. Будем обсуждать, какую региональную политику надо проводить для развития территорий. Мы хотим модифицировать существующие подходы. Нельзя все районы страны мерить одним аршином: у каждого есть своя специфика, свой потенциал и свои компетенции. Необходимо уйти от ситуации, когда мы до всех доводим одинаковый перечень показателей. К примеру, Мядельскому району — по росту промышленного производства. Там другая специфика, там другая сфера. Это очень важно — обеспечить индивидуальность принятия решений в постановке задач для регионов с учетом особенностей их развития, потенциала и компетенции.

Подробнее о подходах в рамках новой пятилетки и в рамках НСУР-2035  в статье газеты «Рэспублiка» .

 Фото газеты «Республика»