.
Государственно-частное партнёрство
.
ГНУ "НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь"
ГП "Информационный центр Минэкономики"
Национальное агентство инвестиций и приватизации
.
Евразийская интеграция
Последнее обновление: 29.11.2016

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ


Реализация принципа четырех свобод: свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.


Первым этапом, экономической интеграции является Зона свободной торговли (ЗСТ), в рамках которой отменяются таможенные тарифы (пошлины) во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами.

Таможенный союз (ТС) добавляет к условиям ЗСТ введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран.

Запуск механизмов Таможенного союза осуществлялся поэтапно в течение 2010–2011 годов.

С 1 января 2010 года, с введением в действие Единого таможенного тарифа (ЕТТ) Таможенного союза.

С 1 июля 2010 года создана единая таможенная территория и введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза.

С 1 сентября 2010 года работает механизм распределения и зачисления сумм ввозных таможенных пошлин.

С 1 июля 2011 года отменены все виды контроля на внутренних границах Таможенного союза.

Решение вышеуказанных задач при формировании Таможенного союза позволило сторонам упростить внешнеторговые процедуры, сократить время на перевозку товаров, открыло границы внутри Таможенного союза, что значительно облегчило жизнь экспортерам.

Открытость границ внутри Таможенного союза не только облегчила жизнь экспортерам, но и способствовала повышению транзитного потенциала нашего объединения.

Параллельно велась интенсивная работа над формированием договорно-правовой базы  Единого экономического пространства (базовые принципы, основанные на нормах ВТО), которая помимо свободы движения товаров призвана обеспечить свободу движения капитала, услуг и трудовых ресурсов и создать условия для начала функционирования нового интеграционного проекта - Евразийского экономического союза.

Наиболее сложной формой межгосударственной экономической интеграции является экономический союз, совмещающий все вышеуказанные формы с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.

С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС, Союз).

ДОГОВОР О ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ
pdf, 4 Мб

В состав Союза в настоящее время входит 5 стран: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения и Кыргызская Республика.

Общая численность населения стран Союза составляет 182,5 млн. человек, общая площадь - более 20 млн. км2 или 14% мировой суши.
Страны Союза обладают значительным экономическим потенциалом, занимая 1-е место в мире по добыче нефти, 2-е – по добыче газа и по выпуску минеральных удобрений, 3-е – по производству чугуна, по пшенице и картофелю, 4-е – по электроэнергии.

Сравнительный анализ положений Договора о ЕАЭС и договорно-правовой базы ТС/ЕЭП (вложение 12) показал, что существенных изменений не произошло.

Сравнительный анализ положений Договора о ЕАЭС
pdf, 3 Мб

Из 118 статей Договора 69 содержат нормы, развивающие существующие в ТС/ЕЭП договоренности, 45 статей сохраняют достигнутые ранее договоренности и 4 предусматривают отступление от ранее достигнутых договоренностей, в том числе в связи с тем, что нормы себя не оправдали.

Что касается приложений к Договору, то из 33 приложений 15 содержат новые нормы отличные от базовых соглашений ТС/ЕЭП и направленные на развитие интеграции; 17 приложений изложены с более консервативным подходом, то есть без развития интеграции и с сохранением в целом положений базовых соглашений; 1 приложение носит технический характер и содержит перечень международных договоров, заключённых в рамках ТС/ЕЭП, которые утрачивают силу в связи со вступлением в силу Договора.

К нормам, развивающим уровень интеграции, относятся следующие:

возможность установления режима свободной торговли товарами с третьей стороной на основании международного договора Союза;
возможность ретроактивного применения мер защиты внутреннего рынка;

проведение в рамках Союза совместных мер по поддержке экспорта товаров государств-членов Союза на рынки третьих стран, таких как страхование и кредитование экспорта, международный лизинг, продвижение понятия «товар Евразийского экономического союза» и введение единой маркировки товаров Союза и др.;

формирование общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий с 1 января 2016 года;

осуществление международных автомобильных перевозок грузов, выполняемых перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов, на безразрешительной основе;

принятие к 1 января 2016 г. программы поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена, на период с 2016 по 2025 годы с определением степени и условий этой либерализации;

предоставление национального режима всем странам Союза в сфере государственных закупок;

единообразный подход к налогообложению доходов физических лиц, полученных на территории другого государства-члена Союза, а именно доход будет облагается по действующей ставке для физических лиц - налоговых  резидентов  государства-члена,  в котором  он  получен и др.

Однако, решение принципиально важных для Беларуси вопросов в части формирования общих рынков в сфере энергетики отнесено на длительный период времени:

формирование общего электроэнергетического рынка с июля 2019 года, а общих рынков нефти, нефтепродуктов, газа – с 2025 года, с предварительным принятием Концепций и Программ их формирования.

В целях своевременной разработки соответствующих актов в развитие Договора о ЕАЭС на заседании Совета Евразийской экономической комиссии 16 июля 2014 года был утвержден Рабочий план разработки актов и международных договоров в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Рабочий план
pdf, 10 Мб

Что же дает создание Евразийского экономического союза Беларуси?

Маленькая страна с маленьким рынком не интересна для инвесторов, а в случае создания обширного общего рынка товаров и услуг возрастает инвестиционная привлекательность стран ЕАЭС, в том числе Беларуси. Привлечение иностранного капитала в нашу республику, в свою очередь, будет способствовать:

развитию новых производств;

повышению уровня конкурентоспособности производимой продукции;

увеличению количества рабочих мест.

Создание ЕАЭС также даст возможность странам, входящим в ЕАЭС координировать свою промышленную политику для того, чтобы не создавать дублирующие производства, которые будут производить одинаковую продукцию и конкурировать на общем рынке, а выстраивать технологические цепочки, поставлять друг другу компоненты для совместного производства продукции.

В чем заключаются экономические выгоды для бизнеса от евразийской интеграции?

Создавая ЕАЭС, государства открывают для своих субъектов хозяйствования общий рынок объемом более чем 2,2 триллиона долларов США.

Бизнесу предоставлена возможность продавать свой товар на территории стран ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин.

Товар ЕАЭС защищен от иностранной конкуренции через применение Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза  (ставок  таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на территорию ЕАЭС из третьих стран).

Также субъекты хозяйствования получают такие преимущества, как выдача единых сертификатов качества и происхождения товаров, то есть,  пройдя сертификацию в одной из стран, можно продавать товар на всей территории Союза без дополнительных подтверждений.

Субъектам хозяйствования предоставляется равный доступ к госзакупкам на территории всех стран ЕАЭС. Это позволит расширить возможности доступа на рынки государственных закупок друг друга и повысит конкуренцию, что соответственно, повлечет рост качества услуг и увеличит экономию государственных средств.

Кроме того бизнес структурам будет оказываться содействие при доступе на рынки третьих стран. Будут выявляться и устраняться барьеры в отношении товаров и услуг Союза на рынках третьих стран в целях обеспечения недискриминационного подхода со стороны торговых партнеров.

Ведется работа по созданию единого рынка услуг.

Правила единого рынка услуг предполагают, что хозяйствующий субъект, получивший право  осуществлять определенную деятельность на территории одного государства, автоматически приобретает право осуществлять эту деятельность на территории всего Союза.

На сегодняшний момент функционирование единого рынка услуг предполагается в 50 секторах - это значительная часть строительных услуг;  услуг, относящихся к сельскому и лесному хозяйству.

В течение нескольких лет такой порядок будет распространяться на всю сферу услуг.

Что дает создание Евразийского экономического союза простым гражданам?

С момента начала функционирования Евразийского экономического союза граждане стран Союза вправе работать в любом
государстве Союза без получения разрешения на работу.

Социальное обеспечение (социальное страхование) трудящихся и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государства трудоустройства.

Применяются единые условия налогообложения доходов физических лиц - налог на доходы физических лиц-граждан стран Союза уплачивается по действующей ставке страны трудоустройства.

Взаимное признание дипломов производится в автоматическом порядке.

В каждой стране в рамках Союза все медицинские услуги, гарантированные государством, в равной степени доступны всем гражданам стран Союза.

Возможность работать на общем рынке в 176 миллионов человек будет привлекать иностранных инвесторов, а, значит, брендовые товары с высокой конкурентоспособностью  будут производиться в наших странах.  В связи с чем будут расширяться производства, создаваться высокооплачиваемые рабочие места, а производимый товар станет общедоступным.

Ответы на интересующие вопросы по теме ЕАЭС можно найти в брошюре «40 вопросов о Евразийском экономическом союзе», а также в сборнике Евразийской экономической комиссии «Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты».

Брошюра «40 вопросов о Евразийском экономическом союзе»
pdf, 344 кб

Cборнике Евразийской экономической комиссии «Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты»
pdf, 7 Мб

Постоянно действующим наднациональным регулирующим органом Союза является Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК, Комиссия). Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.

Министерство экономики является республиканским органом государственного управления, осуществляющим координацию работы в Республике Беларусь по вопросам взаимодействия с Евразийской экономической комиссией, согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2013 г. № 380 «О порядке взаимодействия республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, других организаций и государственных органов при подготовке и рассмотрении проектов решений Евразийской экономической комиссии, проведении процедуры отмены или изменения решений, принятых Коллегией Евразийской экономической комиссии, и подготовке инициативных предложений».

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2013 г. № 380
pdf, 402 кб

Схема подготовки документов для рассмотрения на заседаниях Совета ЕЭК
pdf, 548 кб

 

Евразийская экономическая комиссия:

Официальный сайт Евразийской экономической комиссии

архив сайтаwww.tsouz.ru

Регламент работы Евразийской экономической комиссии
pdf, 477 кб

Информационный ресурс «Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза»

Консультативный совет по иностранным инвестициям при Совете Министров РБРеспубликанский конкурс "Лепшы  прадпрымальнiк года"Конкурс “Лучшее освещение и пропаганда в СМИ предпринимательской деятельности”
 
Интернет-ресурсы
© Министерство экономики Республики Беларусь
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна

Информационная поддержка - press@economy.gov.by
Создание сайта - БелТА