Карта сайта
Версия для слабовидящих
рус
Меню
Главная / Комментарии

Информация к Указу Президента от 12 мая 2017г. №166

26 мая 2017 г. вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 166 «О совершенствовании специального правового режима Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» (далее – указ).

Указ принят во исполнение Директивы Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015 г. № 5 в целях обеспечения сохранения наилучшего правового режима для резидентов индустриального парка по сравнению с другими льготными режимами ведения коммерческой деятельности в Республике Беларусь и странах ЕАЭС.

Рабочей группой, созданной Минэкономики с привлечением независимых экспертов, в том числе китайских, и осуществившей подготовку проекта, был изучен опыт функционирования индустриальных парков в Китайской Народной Республике и других странах, проанализированы действующие режимы особых экономических зон Беларуси и стран ЕАЭС, учтены результаты применения Указа Президента Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 326 «О деятельности Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк «Великий камень».

В указе акцент сделан на:

либерализацию и оптимизацию законодательства в сфере земельных, валютных, трудовых отношений, миграции, таможенного регулирования, проектирования, строительства и приемки объектов индустриального парка;

расширение предоставляемых налоговых льгот с учетом сохранения конкурентоспособности режима индустриального парка;

снижение стоимости энергоресурсов;

упрощение таможенного администрирования;

повышение качества обслуживания инвесторов и упрощения процедуры получения государственных услуг (административных и иных процедур);

расширение функций, повышение роли и полномочий администрации парка, а также межправительственного координационного совета парка.

Указом изменена общая площадь территории индустриального парка, которая теперь составляет 11247 га (ранее – 9150 га), в границы парка включен Национальный аэропорт «Минск» (с необходимыми ограничениями по вмешательству в его деятельность). Площадь непосредственно особой экономической зоны (без территорий аэропорта, населенных пунктов и садовых товариществ) не изменилась и составляет 8615 га.

Резидентам индустриального парка при осуществлении деятельности в парке предоставляется режим наибольшего экономического благоприятствования по сравнению с иными режимами ведения предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.

Среди наиболее прогрессивных новаций в указе следует отметить следующие.

1. Обеспечение функционирования в парке принципа «одной станции» на базе администрации парка, по аналогии с китайским форматом обслуживания инвесторов. По опыту Китая «одна станция» означает осуществление необходимых инвесторам административных и иных процедур в едином месте (как правило, по месту нахождения администраций экономических зон).

Госорганы (организации), ответственные за выполнение процедур, по запросу администрации парка обязаны направлять своих сотрудников в администрацию парка для выполнения этих процедур. Отличие от действующего в республике «одного окна» в том, что «одно окно» упорядочило совершение административных процедур в рамках одного органа, то есть заявителю не нужно ходить по кабинетам исполкома либо министерства, либо иной организации.

«Одна станция» же подразумевает гораздо большее удобство для инвесторов – они получают все предусмотренные законодательством процедуры и услуги в одном учреждении. Обращаться в различные инстанции не нужно, госорганы и организации сами приезжают в администрацию парка, принимают и выдают документы непосредственно в данном учреждении.

В Китае преимущества получения услуг в «одной станции» получили высокую оценку иностранных инвесторов, работающих в экономических зонах, это один из главных факторов, учитываемых ими при выборе дислокации для своих инвестиций. Внедрение в индустриальном парке такого принципа по опыту Китая, но с учетом национальных особенностей, повысит привлекательность данного парка и комфортность работы в нем.

Администрация парка обязана обеспечить все необходимые условия для выполнения работниками госорганов (организаций) вышеназванных процедур. На эти цели указом предусмотрено соответствующее финансирование.

2. Проведение проверок в отношении резидентов, инвесторов индустриального парка и совместной управляющей компании только по согласованию с администрацией парка.

3. Расширение критериев для регистрации в качестве резидентов парка: перечень основных направлений реализации инвестиционных проектов дополнен телекоммуникациями, электронной коммерцией, деятельностью, связанной с хранением и обработкой больших объемов данных, социально-культурной деятельностью, снижен минимальный порог по объему инвестиций при условии их вложения в трехлетний срок. При этом администрации парка предоставлены полномочия регистрировать резидентов, реализующих проекты в других сферах деятельности и с другим объемом инвестиций, если такие проекты отвечают задачам деятельности индустриального парка, за исключением перечня запрещенных в парке видов деятельности).

4. Снижение цен на природный газ для резидентов парка и совместной управляющей компании за счет их формирования только на основании затрат газоснабжающих организаций на его приобретение и отпуск.

5. Возможность строительства объектов в индустриальном парке по иностранным нормам без адаптации проекта к белорусским нормам либо с адаптацией в упрощенном порядке (в обоих случаях обязательны заключения государственных экспертиз), выбор подрядчиков и инженерных организаций без проведения процедур закупки и свободное формирование цен в строительстве, упрощение процедуры принятия в эксплуатацию построенных в парке объектов.

6. Сокращение сроков осуществления ряда процедур: принятие решений о предоставлении (изъятии) земельного участка в 3-дневный срок (ранее – 10 дней), принятие объектов в эксплуатацию не позднее 30 дней (ранее срок не устанавливался), согласование администрацией парка перечня товаров (работ, услуг), по которым предоставляется вычет сумм НДС, – 5 рабочих дней (ранее – 15 календарных дней), принятие решения о выдаче специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью иностранным гражданам – 5 календарных дней (ранее – 7 календарных дней).

7. Расширение налоговых льгот, в том числе:

освобождение от налога на недвижимость по объектам в парке, земельного налога по участкам в парке для резидентов и совместной управляющей компании – на весь срок действия специального правового режима (то есть до 14 июня 2062 г.);

освобождение от налога на прибыль в отношении прибыли резидентов парка от реализации товаров (работ, услуг), произведенных на территории парка, – на срок 10 лет с первого налогового периода, в котором у резидента возникла прибыль от реализации указанных товаров (работ, услуг), затем уплата налога производится по ставке, уменьшенной на 50% от действующей – до окончания срока действия специального правового режима. Таким образом, формула налоговых «каникул» по корпоративным налогам в индустриальном парке будет «10+» (ранее была «10 + 10»);

не включение курсовых разниц в состав внереализационных доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль;

освобождение резидентов и совместной управляющей компании от НДС при приобретении работ и услуг на территории страны для реализации инвестиционных проектов.

8. Возможность функционирования в индустриальном парке так называемой «территориальной» или «бондовой» зоны, на которой предусмотрен ряд упрощений в области таможенного регулирования.

9. Проведение ряда валютных операций без учета требований валютного законодательства, объявление и формирование уставных фондов резидентов парка и совместной управляющей компании в иностранной валюте.

10. Свободное ценообразование без установления квот на продукцию, произведенную в индустриальном парке.

11. Безвизовый въезд лицам, заинтересованным в инвестировании в индустриальный парк или уже инвестирующим на этой территории, на срок до 180 дней.

12. Возможность регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, привлекаемых для строительства объектов парка, в жилых помещениях, не являющихся объектами жилищного фонда (то есть в строительных городках).

13. Формирование минимального перечня статистической отчетности, предоставляемой резидентами парка, возможность использования резидентами парка и совместной управляющей компанией электронного документооборота без необходимости ведения документооборота на бумажных носителях.

14. Стабилизационная оговорка и возможность изменения правового режима индустриального парка исключительно путем внесения изменений в указ. Гарантирован режим наибольшего экономического благоприятствования для резидентов Парка по сравнению с иными режимами ведения предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.

В указе прописана трехуровневая система органов управления парка, сформированная в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством КНР о Китайско-Белорусском индустриальном парке от 18 сентября 2011 г. Межправительственный координационный совет является высшим органом управления индустриального парка, его функции выполняет Комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству Белорусско-Китайского межправительственного комитета по сотрудничеству. Руководящие органы данной комиссии и соответственно совета – Минэкономики Беларуси и Минкоммерции Китая.

В указе Президентом дано поручение республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам обеспечивать реализацию решений межправительственного координационного совета индустриального парка.

Китайской стороной дана положительная оценка указа.

Полномочиями на разъяснение вопросов применения норм указа наделен Совет Министров Республики Беларусь, контроль за выполнением указа возложен на Администрацию Президента Республики Беларусь.

С даты вступления в силу указа официальное название индустриального парка – Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень».

Указом предусмотрен трехмесячный срок со дня вступления его в силу для приведения в соответствие с данным указом актов законодательства и принятия иных мер по его реализации.